Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему

Мелкую моторику рук развивают:

-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения -игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых).

-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.

-Рисование карандашом (фломастером, кистью).

-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц.

-Одевание и раздевание игрушек.

-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

-Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

-Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

-Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

-Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

-Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

- Доставание бусинок ложкой из стакана.

- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

-Продевание нитки в иголку.

-Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

-Стирание ластиком нарисованных предметов.

-Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

-Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

-Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

-Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

-Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

-Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

-Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

-Сжимание и разжимание эспандера.

-Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

-Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.


Подготовил : Воспитатель Кулькова Э.Д.