Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему
Мелкую моторику рук развивают:
-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения -игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых).
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.
-Рисование карандашом (фломастером, кистью).
-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц.
-Одевание и раздевание игрушек.
-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
-Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
-Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
-Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
-Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
-Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
- Доставание бусинок ложкой из стакана.
- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
-Продевание нитки в иголку.
-Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
-Стирание ластиком нарисованных предметов.
-Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
-Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
-Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
-Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
-Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
-Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
-Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
-Сжимание и разжимание эспандера.
-Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
-Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Подготовил : Воспитатель Кулькова Э.Д.