Консультация для родителей
Как научить ребенка произносить букву «Р»
В наше время многие дети имеют проблемы с правильным произношением буквы «Р». И печальная статистика показывает, что таких детей с каждым годом все больше и больше. Основными причинами дефекта в произношении сложной буквы являются:
- замена звука «р» на звук «л»;
- невнятное окончание слова;
- гортанное произношение звука «р».
Родители пытаются сами решить эту проблему, обычно после некоторых усилий, чадо смело произносит сложную букву. Но если самостоятельно решить проблему не удается, необходимо обратиться к специалисту, т. к. во время не исправленный дефект речи, может остаться с ребенком на всю жизнь. Логопед определит, почему у вашего малыша возникли трудности с произношением и научит ребенка правильно ставить язычок во рту, чтобы буквы получались правильно.
Но пока визит к логопеду откладывается в силу разных причин, вы можете сами заниматься с вашим малышом и выполнять определённые развивающие упражнения. Специалист утверждают, что самый оптимальный для этого период – это период 5 – 6 лет. Какое либо дополнительное лечение до этого периода не требуется.
Для начала обратите внимание на собственное произношение букв «Р». Ведь согласитесь трудно обучать ребенка правильному произношению букв, если сам эти буквы не выговариваешь. Старайтесь произносить слова и букв четко, внятно чтобы ребенок мог видеть вас и повторять за вами.
Все обучение проводите в игровой форме, т.к. переутомление не принесет ни какой пользы. Сядьте с малышом перед зеркалом, для того чтобы он видел как произносите букву вы и как он.
Начните с различных упражнений для тренировки язычка, что б ребенку легче было понять, как произносить букву «Р».
Вот некоторые из них:
«Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
«Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
«Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
«Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
«Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
«А давай ка по рычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
«Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
«Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.
Через какое то время кончик языка у ребенка найдет свое место, и можно будет приступать к работе над звуком «Р». Сначала надо проговаривать слоги, например: ра-ро-ру, затем слова: рот, двор, рыба, рука. Хорошо помогают скороговорки, например: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Но помните, буква «Р» трудно осваивается многими детьми. Причины этого не известны, но известно, что практически все дети к старшему школьному возрасту, так или иначе, справляются с этой проблемой. Поэтому не стоит торопить малыша. Особенно не стоит ругать его, т.к. это может привести к нежеланию, что либо делать и чему, либо учиться. Дайте понять ребенку, что его любят, не смотря ни на что.
Подготовил : Воспититель Кулькова Эльмира Джоновна