Советы логопеда по развитию фонематического восприятия
Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.
Фонематическая система включает в себя:
фонематическое восприятие;
фонематические представления;
фонематический анализ и синтез.
Эти составляющие, как кирпичики образуют единый фундамент. Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов влечет изменение ее в целом.
Фонематическое восприятие или фонематический слух — это способность воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Фонематическое восприятие не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, в ходе развития ребенка. Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-10 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, и примерно к трем годам ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Но, к сожалению, это не всегда оказывается действительностью. В большинстве своем дети в 3 года заменяют одни звуки на другие, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова.
Как же вовремя помочь? Ведь фонематическое восприятие - очень сложный процесс.
Этапы формирования фонематического восприятия
1 этап
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Различение неречевых звуков:
громкие тихие,
долгие (длинные) короткие,
высокие - низкие,
приятные (добрые, ласковые) - неприятные (злые, грубые).
На первом этапе вы можете поиграть с ребенком в игры:
1. «Какие звуки нарушают тишину?»;
2. «Кто услышит больше звуков?»;
3. «Назови звуки комнаты»;
4. «Назови звуки улицы»;
5. «Вспомни звуки леса, луга, болота»;
6. «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»;
7. «Жмурки с колокольчиком»;
8. «Ладушки»;
9. «Чей голос?»;
10. Звучание музыкальных инструментов.
11. Песенки насекомых.
12. Голоса животных и птиц.
13. Звуки транспорта.
14. Звуки рабочих инструментов.
2 этап
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Этим целям служит ряд игр. Например, детям показывают игрушечного котенка и просят внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как, когда далеко (тихо). Затем взрослый произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу: «близко» или «далеко».
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (высоким); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка (высоким голосом) и т.п.
3 этап
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по своему звуковому составу, и постепенно переходить к сложным. Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона.
4 этап
На данном этапе детей учат различать слоги.
Взрослый произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-наса; ка-ка-га-ка-ба; па-ба-па-па-ма и т.д.
5 этап
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
Взрослый раздает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет аа-а; птичка поет и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-аа-а; у-у-у-у; и-и-и-и\ а ребенок поднимает соответствующие картинки.
6 этап
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова. Затем переходят к более сложным формам анализа.
Картотека игр на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа.
Скажи, что звучит.
Взрослый сначала знакомит ребенка со звучанием игрушек (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и пр.), а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.
Где позвонили?
Ребенку предлагают закрыть глаза. Взрослый звонит колокольчиком (или издает звук другой игрушкой) в разных направлениях по отношению к ребенку: вверху, внизу, слева, справа, сзади. Ребенок показывает направление звучания.
Три медведя.
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Разные песенки.
Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка. А – показывают горло врачу. А – поёт певица. А – качаем малыша. А – девочка уколола палец иголкой |
О – удивилась мама. О - стонет бабушка. О – поёт певица. О – потягивается папа. О – кричит охотник в лесу. |
У – гудит паровоз У – звучит дудочка У – плачет мальчик |
Поймай звук.
Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук А. Далее взрослый произносит разные звуки (А, О, А, У, И, А, Ы, А и т.д.), а ребенок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук.
Это упражнение сначала проводится с гласными звуками, а затем с согласными.
Хлопай, не зевай.
Взрослый предлагает ребенку послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если он услышит слог с определенным звуком, например звук Т. Слоги: ТА, ПА, ТЫ, ВО, БА, ТО …
Назови первый или последний звук.
Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)
Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искра, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров. |
Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду. |
Назвать первый и последний звуки в словах.
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики. |
Звук есть или нет?
Определить, есть в слове звук М или нет.
Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.
|
Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце.
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, крем, лом, лямка, сумка, мука, море. |
Определить, в каком из двух слов слышится звук М.
Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило. |
Подели слово на части (слоги).
Взрослый предлагает «прохлопать» слово и определить количество частей (слогов) в слове. Например: кот, ва-та, со-ба-ка и т.п.
Последний звук в слове за тобой.
Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок договаривает звук и произносит слово целиком. Например: ма_ - (мак),
запа_ - (запах), жира_ - (жираф).
Красный – белый.
Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться в слова и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок должен поднять красный кружок, если нет – поднимает белый.
Например: звук Т.
Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска. |
Например: звук Ы.
Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь. |
Разложи слово.
Ребенку раздаются фишки одного цвета и предлагают выложить их в соответствии с количеством звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек выкладывает его.
Покажи кружок нужного цвета.
Ребенку раздаются красные и синие фишки (круги). Взрослый предлагает послушать разные звуки, и поднять синий круг, если он услышит согласный звук и красный, если гласный. (Взрослый произносит звуки, а не названия букв).
Назови братца.
Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару – «маленького братца» и перебрасывает мяч взрослому. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то взрослый сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Угадай-ка.
Первый вариант.
Взрослый предлагает ребенку угадать, какой слог получится, если пропеть песенкой два звука (слог). Сначала предлагается соединить гласный и согласный звук. Например: «Что получится, если соединить звук [А] и звук [М] – А-А-М-М» (АМ). После того как ребенок освоит это упражнение с разными, предлагаемыми звуками, можно усложнить задачу: называть сначала согласный звук, а потом гласный. Например: «Что получится если соединить звук [М] и звук [А] – М-М-А-А (МА)».
Второй вариант.
Взрослый предлагает ребенку угадать, какое слово получится, если соединить звуки: [Н], [О], [С] – нос; [С], [У], [П] – суп.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а,
к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а,
н-о-т-ы, ш-а-р-ы, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.