Консультация для родителей

«Этот коварный звук Р»

Проблемы со звуком «Р», самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет. Считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать звук «Р».

Необходимо разграничивать термины: «звуки» и «буквы» нашей речи

Звук — это наименьшая звуковая единица слога. Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буквы — это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Буква — это то, что мы видим и пишем.

Артикуляция звука Р

При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;

язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;

речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.

Как же правильно организовать занятия дома?

Для постановки коваРРРного звука [Р] вам потребуется:

  • Зеркало. Логопедические упражнения лучше проводить сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.

  • Стол и стулья.  Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.

  • Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать), иначе они могут переутомить малыша. Главное — они должны быть ежедневными.

  • Терпение. Научиться выговаривать звук [Р] не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум.

  • Похвала. Чаще хвалите ребенка, даже если результаты его стараний далеки от идеала.

  • Мотивация. Не заставляйте ребенка заниматься насильно, придумайте для него мотивацию, тогда результат не заставит вас ждать.

  • Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [Р].

Итак, когда все необходимое подготовлено, можно переходить к постановке звука.

Артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звука Р

1. «Цоканье», «Щелканье» «Лошадка» - прищёлкивание языком.

2. «Грибок» - Приклеить язык к нёбу, до предела растянув «уздечку».

3. «Болтушка» «Индюк» - широким языком быстро облизывать верхнюю губу с голосом

4. «Маляр»

5. «Гармошка

6. «Дятел» - сильным напряженным языком стучать в небо, в альвеолы за верхними зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д…»

Упражнения для постановки и закрепления звука [Р]

  1. Попробуйте «завести мотор» — необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.

  2. Попросите ребенка потянуть звук «ж» на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите ватную палочку ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая, таким образом, вибрацию.

  3. Предложите произнести звук «з» и потянуть его, язык при этом должен быть за верхними зубами. Совершайте такие же вибрирующие движения шпателем. Если вы все правильно сделаете, получится долгожданный звук «р».

Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к усложнению речевого материала (повторяйте слоги, слова, учите стихи со звуком [Р]).

Научить ребенка произносить звук [Р] не всегда просто, ведь это один из самых сложных звуков русского языка. Но если у вас после многочисленных попыток не получается «завести моторчик», то вам требуется немедленная помощь специалиста,